Главная Контактная информация Карта сайта

Декабрь: мировая экономика пострадает от санкций

«Санкции к России могут причинить вред всем странам Евросоюза»

Чрезвычайный и полномочный посол Республики Кипр в РФ Георгиос Касулидис считает, что мир нуждается в стабильности и партнерских отношениях.

В конце года комитет Совета Федерации РФ по международным делам принял решение воздержаться от создания групп дружбы со странами, которые, как считают сенаторы, не готовы к диалогу с Россией, так как их внешняя политика зависит от США. Одной из таких стран оказался Кипр. Однако заявление сенаторов не совпало с мнением властей Кипра, не согласных с этой оценкой и считающих инцидент недоразумением. О том, что послужило причиной недопонимания, а также почему Кипр считает Россию своим партнером и другом, рассказал чрезвычайный и полномочный посол Республики Кипр в РФ Георгиос Касулидис.

— Совет Федерации пытался создать группу дружбы по сотрудничеству с Кипром, но отказался от этой идеи из-за трудностей и возможной бесперспективности. Все-таки насколько это сотрудничество с российским парламентом возможно и важно?

— Мы считаем, что отношения между нашими парламентами очень важны. В условиях демократии члены законодательного органа имеют полную независимость в действиях и в своём выборе. Мы знаем, что среди парламентариев в России есть много старых и добрых друзей Кипра, так же как среди членов парламента Кипра есть подлинные друзья России, учившиеся здесь, которые знают русский язык и особенно заинтересованы в деятельности Комитета по международным отношениям и обмене визитами между нашими двумя странами. Я знаю, что отношения парламента Кипра с Госдумой РФ, где существует на протяжении многих лет соответствующая группа, отличные. Тем не менее в верхней палате не существовала группа сотрудничества с Кипром. И мы были бы рады, если бы она была создана, зная чувства председателя верхней палаты г-жи Валентины Матвиенко к Кипру.

— Причиной недопонимания, как объяснили сенаторы, стал инцидент с российскими бизнесменами на Кипре. В результате банкротства кипрского Laiki Bank и перевода российских вкладов в Bank of Cyprus россияне потеряли более $20 млрд. В перспективе они как акционеры банка могли вернуть эти деньги, но Центральный банк Кипра принял решение о дополнительной эмиссии в €1 млрд, запретив акционерам покупать пакеты акций допэмиссии. По мнению бизнесменов, этот шаг говорит о недружественном отношении к России...

— Прежде всего следует пояснить, что Центральный банк Кипра как надзорный орган не принимает решений об эмиссиях и не определяет каких-либо условий эмиссии. В случае с Bank of Cyprus Центральный банк Кипра настоятельно призвал правление банка безотлагательно провести увеличение акционерного капитала по крайней мере на €1 млрд с целью своевременного удовлетворения потенциальных потребностей в капитале, которые могли возникнуть по итогам общей оценки эффективности, проводившейся в 2014 году с целью подготовки к началу общего надзора над важнейшими европейскими банками со стороны ЕЦБ в рамках единого надзорного механизма с 4 ноября 2014 года.

Способ увеличения капитала и условия, на которых должна была проводиться эмиссия, были решением исключительно правления Bank of Cyprus, и ЦБ в нём ни в коей мере не участвовал. Несмотря на это, насколько известно Центробанку, в силу ограниченного времени для завершения эмиссии, правление банка приняло решение приступить к частному размещению на имя институциональных инвесторов, чтобы избежать издания проспекта эмиссии, что вызвало бы существенную задержку.
Таким образом, информация о том, что нынешним акционерам было запрещено участвовать в эмиссии, не соответствует действительности. Они имели возможность участвовать в рамках условий эмиссии, если бы захотели.

— У бизнесменов другая точка зрения, они считают, что власти Кипра лукавят...

— Русские бизнесмены потеряли очень много денег после этих операций, но то же самое случилось и с гражданами Кипра. Мы понимаем их чувства.

— На встрече с российскими бизнесменами бывший президент Кипра объяснил действия официальных властей давлением США. Как вы это прокомментируете?

— Нет подтвержденной информации, что бывший президент республики сделал данное заявление. В любом случае, на вопрос отвечают сами факты: существующие акционеры не были исключены из рекапитализации Bank of Cyprus. Когда они сами сделали выбор не делать этого из-за нехватки времени, в конце концов был выбран стратегический инвестор из-за рубежа. Правительство напрямую не участвует в деятельности частного банка и не поддалось политическому давлению со стороны третьих лиц, желавших, чтобы это было сделано.

— Насколько экономика сегодня зависит от других государств? Не боитесь ли вы потерять репутацию страны-офшора?

— Экономика Кипра всегда была открытой и базировалась на секторе услуг, которые предлагались и предлагаются иностранцам, продолжающим доверять их высокому качеству и профессионализму тех, кто их оказывает. Экономический кризис, как видно, не оказал существенного влияния на сектор услуг, и ожидается, что в ближайшее время восстановится и доверие к банковскому сектору.
Что касается репутации Кипра как офшора, то Кипр не хочет ее иметь. Мы не считаем, что она соответствует действительности.
Начиная с 2002 года ставки налога являются едиными для всех компаний, будь то компании с участием зарубежного или внутреннего капитала. Кроме того, ставка налога на прибыль на Кипре, которая составляет 12,5%, может показаться низкой, но она базируется на простоте и прозрачности нашего налогового кодекса. Другие страны, где налоговое законодательство более запутанное и существуют различные льготы и исключения, возможно, предлагают более высокие налоговые ставки, но, по существу, они такие же или даже меньше, чем те, которые предлагает Кипр. Таким образом, бизнес-модель Кипра, которую он продвигает, состоит в том, чтобы оказывать услуги на самом высоком уровне и в полном соответствии со всеми нашими международными обязательствами и стандартами прозрачности.

Если вы имеете в виду, потерял ли Кипр репутацию международного делового центра, то нет. Как мы считаем на Кипре, что касается России, с вступлением в силу нового закона о деофшоризации, окончанием неопределенности и приходом полного понимания условий, при которых зарегистрированным на Кипре компаниям будет разрешено работать в России и наоборот, наши экономические отношения останутся тесными и с течением времени могут еще больше углубиться.

— Как вы относитесь к тому, что сегодня происходит на Украине, и что вы думаете о роли России и многочисленных санкциях в отношении нее?

— Ситуация на Украине вызывает обеспокоенность. Нужно принять все необходимые меры для ее стабилизации и полного выполнения соглашений, достигнутых в Минске. Россия с ее влиянием может сыграть в этом важную роль. Значительное влияние имеют ЕС и различные страны, которые в сотрудничестве с ОБСЕ могут помочь разрядить обстановку и способствовать полной реализации соглашения о прекращении огня. Нужно принять все необходимые меры для обеспечения единства Украины и одновременно национального диалога, который будет определять права всех меньшинств, проживающих в стране.

Что касается санкций, Кипр выразил озабоченность по поводу их эффективности. Наряду с ответными санкциями, предпринятыми Россией, это может причинить вред и странам ЕС. Мы считаем, что необходимо сделать всё возможное, чтобы эта ситуация разрешилась. Очень важно для ЕС и России восстановить свои стратегические партнерские отношения. Кипр считает, что это в интересах обоих сторон.

— Как в этом свете будут развиваться российско-кипрские отношения? Может ли российский бизнес на Кипре чувствовать себя уверенно и продолжать инвестировать в экономику страны?

— Как я сказал ранее, с принятием Россией нового законодательства по деофшоризации ожидается, что исчезнет неопределенность, и это даст дополнительный импульс нашим экономическим отношениям в будущем. Ожидается, что стабилизация кипрской экономики и ее банковской системы, которая была достигнута после кризиса 2013 года, в значительной степени будет способствовать возврату делового доверия к Кипру как современной стране, члену ЕС и еврозоны, стране, которая имеет геостратегическое значение с подтвержденными запасами нефти в ее исключительной экономической зоне, с современной инфраструктурой и высоким качеством услуг. Стабилизация экономики создаст возможности для инвестиций с более благоприятными условиями, чем ранее. Таким образом, мы считаем, что на Кипре появятся возможности не только для инвестиций, но и для новых компаний, желающих через Кипр заняться бизнесом в других странах ЕС или на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Пора домой....

В декабре Нидерланды объявили о намерении репатриировать значительную часть своего золотого запаса из США. Речь идет о более чем 120 тоннах драгоценного металла. Это около 20 процентов золота, принадлежащего королевству. Голландцы не первые, пожелавшие вывезти резервы на родину, — о том же ранее заявила Германия. Между тем вернуть золото не так-то просто.

Нидерландское правительство сейчас хранит чуть более половины своего золотого запаса (приблизительно 600 тонн) в Федеральном резервном банке Нью-Йорка. На родине у голландцев около 10 процентов, остальное — в ЦБ Великобритании и Канады. Вскоре пропорции изменятся радикально. Шаг достаточно неожиданный для небольшой страны со сравнительно крупными запасами золота. Но голландская инициатива вовсе не первая в своем роде.

Почти два года назад аналогичное решение приняла Германия. Немецкие золотые резервы относятся к крупнейшим — 3,3 тысячи тонн золота. По этому показателю немцы уступают только США и Японии. В денежном выражении такой объем драгоценного металла соответствует примерно 150 миллиардам долларов. Для сравнения: ВВП Германии — 3,5 триллиона долларов. То есть речь идет о внушительной сумме в масштабах даже такого экономического колосса, как ФРГ.

Госдума РФ утвердила законопроект о деофшоризации

Госдума РФ в декабре приняла закон, направленный на деофшоризацию российского бизнеса, предложенный группой депутатов от всех фракций. За принятие закона проголосовали 439 из 450 депутатов общего числа законодателей.

При необходимых 226 голосах «за» проголосовало 439 депутатов, «против» не было, воздержались двое. В Госдуме 450 депутатов. В некоторых случаях парламентарии голосуют консолидированно. Так, в марте 2014 года за принятие Крыма и Севастополя в состав России проголосовало 445 депутатов. Консолидированно все фракции также голосуют по всем законопроектам, которые регулируют отдельные вопросы интеграции двух новых регионов в состав РФ.

Поправки в налоговое законодательство были внесены представителями всех четырех фракций Госдумы в октябре. По задумке его авторов, с их принятием российский бюджет должен пополниться налоговыми платежами с доходов предприятий, находящихся в юрисдикции других стран, но владельцы которых являются гражданами РФ.

Закон обязывает физических и юридических лиц, контролирующих иностранные компании, представлять в налоговые органы уведомления о своем участии в них, а также о самих контролируемых иностранных компаниях. Российские налоговые резиденты будут обязаны декларировать и подтверждать нераспределенную прибыль контролируемой иностранной компании. Минимальный размер прибыли, подлежащей декларации, составит в 2015 году 50 млн рублей, в 2016 году — 30 млн рублей, после 2017 года — 10 млн рублей.

Контролирующим лицом иностранной организации признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в ней составит в 2015 году более 50 проц., с 2016 года — 25 проц. Для российских резидентов, в совместном владении которых находится более 50 проц. контролируемой иностранной организации, индивидуальный порог составит 10 проц.

За непредставление сведений о контролируемой иностранной компании либо представление недостоверных сведений предусмотрен штраф в размере 100 тыс. рублей по каждой компании, сведения о которой не представлены. А в случае непредставления сведений о себе как контролирующем лице либо представлении недостоверных сведений штраф составит 50 тыс. рублей по каждой компании. При этом сохраняется существующая уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Закон принят в целях пресечения использования низконалоговых юрисдикций для получения необоснованной налоговой выгоды, а также осуществления налогообложения нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний.

Заместитель председателя Госдумы Сергей Неверов ранее пояснял журналистам, что закон не запрещает ведение бизнеса в юрисдикции других стран и хранение средств компаний в других странах. «Единственное, что этот закон предписывает и прописывает, — это уплата налогов в российский бюджет», — отмечал вице-спикер.

«Мы начали бороться с бенефициарами, российскими гражданами, собственниками, которые зарегистрировали свой бизнес в офшорах, но не платят налогов в российскую казну. А сделать это, по нашему глубокому убеждению, они должны; как говорится — заплати налоги и спи спокойно», — заметил ранее один из разработчиков законопроекта о деофшоризации, зампред комитета по регламенту и организации работы Госдумы Александр Курдюмов.

Путин подписал закон, направленный на деофшоризацию экономики РФ

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, которым вводится обязанность уведомлять налоговые органы об участии в иностранных компаниях. Закон дополняет Налоговый кодекс РФ новой главой, предусматривающей создание механизма налогообложения прибыли офшорных компаний. Вводятся новые понятия «контролируемая иностранная компания» и «контролирующее лицо».

Налоги на бизнес предлагают заморозить на семь лет

Так называемую «дедушкину оговорку» хотят распространить на российские компании — идею уже поддержало Минэкономразвития РФ.

На российские компании не должны распространяться новые или увеличенные федеральные налоги в течение 7 лет после ужесточения налогового режима. Такой законопроект, изменяющий ст. 3 Налогового кодекса (НК), разработал член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров.

Так, предложено распространить на российский бизнес так называемую «дедушкину оговорку», широко используемый в мировой практике принцип защиты иностранного инвестора от изменения законодательства.

Федоров также сообщил, что поправки в НК он в декабре направил в правительство. В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова сообщили о «необходимости стремиться к налоговой предсказуемости, а меры и инструменты, в том числе и „дедушкина оговорка“, должны быть проработаны профильными ведомствами». В Минэкономразвития заявили, что поддерживают законопроект.

В России «дедушкина оговорка» (в широком смысле — принцип защиты лица от новых ухудшающих его положение законодательных норм) закреплена в ст. 9 закона «Об иностранных инвестициях», принятого летом 1999 года. Она позволяет иностранному инвестору избежать в течение 7 лет действия новых законодательных актов, в случае если они повышают размеры федеральных налогов.

Это зарубежные юрлица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения. По словам специалистов, для получения статуса иностранного инвестора достаточно владения 25% капитала нерезидентскими структурами. Также под «дедушкину оговорку» в России попадают иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами РФ.

Для российских компаний Федоров предлагает установить тоже 7-летнюю отсрочку — чтобы стимулировать развитие внутренних инвестиций. По словам депутата, в данном случае компании будут более четко планировать инвестиционную деятельность, отсрочка позволит им подготовиться к повышению налогов.

К основным федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (18%), налог на прибыль (20%), акцизы, налог на доход физлиц (13%). В последнее время обсуждался ряд инициатив по повышению налогов, которые можно объяснить ухудшением экономической ситуации и стремлением государства пополнить бюджет. Минфин выступил с инициативами повышения НДФЛ (повышение основной ставки с 13% до 15%) и НДС (повышение основной ставки с 18% до 20%). Кроме того, по словам эксперта, велика вероятность, что с 2015 года будет увеличена ставка НДФЛ на выплачиваемые дивиденды — с 9% до 13%.

В отчете конференции ООН по торговле и развитию (январь 2014) говорится, что объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию в 2013 году составил $94 млрд — это на 84% больше, чем годом ранее. Таким образом, в общемировом рейтинге притока ПИИ Россия впервые заняла 3-е место (в 2012 году РФ была на 9-м месте с показателем в $51 млрд). Инвестиции в российскую экономику составили ровно 75% всех ПИИ в страны с «переходной экономикой». Всего приток иностранных инвестиций в эти страны за 2013 год составил $126 млрд — рост на 45% в годовом исчислении. По статистике Минэкономразвития, крупнейшими инвесторами в Россию являются Кипр ($2,9 млрд) и Люксембург ($1,9 млрд).

— Несмотря на рост зарубежных инвестиций, наибольший приток происходит от компаний, зарегистрированных в зонах льготного налогообложения, — говорят эксперты. — Это позволяет сделать закономерный вывод, что происходит возврат средств из офшоров. Создание более благоприятных условий для российского бизнеса позволит не только увеличить этот приток, но и уменьшить отток капиталов за границу (в 2013 году достиг $61 млрд, прогноз министра финансов Антона Силуанова на 2014 год — $130 млрд).

Офис в Москве
+7 495 620-97-79
+7 495 620-97-80
Москва, Россия